Массовая рассылка в мессенджерах WhatsApp и Viber: плюсы и минусы
МОЖНО ОТПРАВЛЯТЬ?
Сервисные. Транзакционные.
ОТПРАВЛЯТЬ?
давшим согласие.
РАССЫЛКИ VIBER
от 35 коп. сервисной, 60-65 коп. рекламное
Тем, кому не доставлено в Viber, шлем SMS/Email
В последнее время менеджеры нашего Агентства заметили увеличение интереса рекламодателей к рассылкам сообщений через популярные мессенджеры на мобильных устройствах.
«Еженедельно мы принимаем всё большее количество новых звонков с вопросом, предлагаем ли мы эту услугу. Как правило, интересуются потенциальные клиенты, а не те, кто уже пользуется нашей системой для СМС рассылок»,
- Евгения Песьякова, специалист по работе с клиентами Imobis.
Все мы помним, что в конце прошлого года произошли значительные изменения на рынке мобильного маркетинга: внесение правок в закон «О связи», появление необходимости заключать прямые договоры с операторами и документально подтверждать наличие согласия подписчиков в базе, увеличение стоимости отправки СМС. Все эти меры, несомненно, привели к желаемому результату: спам посредством СМС рассылок практически прекратил существование.
Однако:
- во-первых, толпы спамеров начали активно использовать новые способы распространения нелегальной рекламы,
- во-вторых, добросовестные рекламодатели, совершающие СМС рассылки исключительно с согласия своих подписчиков, вынуждены были либо сокращать маркетинговый бюджет из-за роста цены СМС, либо искать альтернативу.
Давайте разберемся, хороша ли реклама посредством WhatsApp и Viber, и способна ли она составить конкуренцию СМС рассылкам
Естественно, подобный способ рекламы кажется интересным маркетологам, ведь к нему прибегают такие известные бренды, как Sunlight, Адамас, Банк Хоум Кредит, Coral Travel. Но рядом с ними в этом списке стоят сомнительные компании, предлагающие пользователям специфические услуги (вроде доставки на дом китайских интим-товаров и прочего). Стоит задуматься.
Каким образом осуществляется рассылка по мессенджерам
Сообщения доставляются тем пользователям, аккаунты которых привязаны к номеру мобильного. В имени отправителя, как правило, будет стоять номер телефона, на который невозможно дозвониться. Однако в текст можно добавить картинку-логотип вашей компании, ссылку на сайт и даже видео. Казалось бы, всё хорошо, но...
Отношение получателей рассылок
Резкая атака спамерами клиентов WhatsApp и Viber вызвала бурный негатив общественности. Зафиксированы многочисленные жалобы, поступающие распространителям рекламы и разработчикам мессенджеров, активное обсуждение на различных web-порталах.
«Еще парочка таких сообщений – и я просто удалю WhatsApp! Не понимаю его смысла, если и там уже столько спама»,
- Виктор Рузов, 26 лет, Санкт-Петербург.
Однако, если человек пожелал быть в курсе новостей, акций и скидок определенной интересующей его компании, заполнил анкету, дал согласие получать рекламные сообщения на свой мобильный, насколько принципиально – будет эта информация получена в виде СМС либо придет через мессенджер?
Мы предложили пользователям системы Imobis в тестовом режиме отправить подписчикам сообщения Viber/Whatsapp вместо привычных СМС. Понимая, что в нашем случае речи о спаме не идет, мы хотели понять, какой будет реакция абонентов именно на смену формата. По результатам тестов многие из наших клиентов попросили подключить им опцию отправки сообщений на мессенджеры. Они планируют пользоваться каналом постоянно. Это говорит о том, что аудитория в целом лояльно отнеслась к тому, что общение из СМС перешло в новый формат.
Но это работает если мы говорим о взаимодействии с подписчиками – людьми, которые выразили свое согласие на получение информации от вас . Если вы строите планы расширить свою клиентскую базу с помощью Viber/Whatsapp - трижды подумайте.
И ознакомьтесь с мнением регулирующих органов...
Реакция администрации мессенджеров
По словам Игоря Магазиника, технического директора Viber, количество жалоб на СПАМ, поступающий пользователям только их приложения, увеличилось в разы. Сейчас количество заблокированных спам-номеров приблизилось к полутора тысячам, а ранее не превышало нескольких сотен.
Разработчики данных сервисов придерживаются политики защиты своих пользователей и стремятся предоставить им возможность заблокировать нежелательную рассылку одним кликом.
Но при особой наглости и настойчивости со стороны недобросовестного рекламодателя пользователь может обратиться в Федеральную Антимонопольную Службу.
Мнение ФАС
Представители УФАС уверены, что массовые рассылки через мессенджеры противоречат ФЗ «О рекламе», и ставят их в один ряд со спамом по СМС и Email, попадающим под определение «недобросовестной рекламы».
Правда, при обращении в УФАС придется доказать, что сообщение носит рекламный характер. Это задача сложная, но выполнимая.
Реклама через WhatsApp и Viber – явление сравнительно новое, но, вероятно, со временем будет увереннее и жестче регулироваться законодательством. В любом случае – массовые рекламные рассылки могут быть легальны только при наличии базы добровольных подписчиков.
Какие можно сделать выводы?
- К рассылке через WhatsApp и Viber следует относиться с осторожностью. И использовать этот канал исключительно для коммуникации с абонентами, давшими согласие на получение вашей рекламы.
- Для расширения базы своих потенциальных клиентов лучше всего подходит мобильная реклама.
- SMS и Email рассылки по-прежнему занимают лидирующую позицию и являются самым доступным и эффективным каналом взаимодействия компании с целевой аудиторией.